Это интересно!

«Слу­шать пре­крас­ное, ви­деть пре­крас­ное –

                                                          зна­чит улуч­шать­ся».

                                                                                                        /Платон/

 

Самое прекрасное, что есть у большинства живых организмов и человека в том числе - это восприятие звуков. В течение жизни мы слышим их огромное количество, и все они различны - одни мы воспринимаем с восторгом, другие наоборот.

                    Общее представление о звуке. Слуховой путь человека.

Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве.

Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха  аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. У каждого звука своя частота. Слишком высокие или слишком низкие звуки мы не слышим, но материальны и они.

С каждым десятилетием музыка становится быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жить в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Слуховой путь человека

В психологии существует такой термин как "слуховой путь". Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, звучит марш. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается  и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской, классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность.

Применение целебных свойств музыки в древние времена

Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества.

«Музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение».

                                                                                                    /Платон/

В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:

1)      на духовную сущность человека;

2)      на интеллект;

3)      на физическое тело.

Считалось, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую печаль, смягчать любую боль и даже изгонять болезни.

   Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне. “Большинство древних египтян культивировали музыкальные искусства и хорошо понимали их влияние на человеческий дух. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения .

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Лечебные свойства музыкотерапии

                                                                      «Музыка лечит душу и тело» -

-такую надпись можно увидеть на некоторых  итальянских инструментах эпохи ренессанса.

Как уже отмечалось ранее, лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен.

Так начала появляться музыкотерапия  -  психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Музыкотерапия - одно из наиболее интересных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Практика показала, что регулярные курсы музыкотерапии позитивно воздействуют на стабилизацию человеческой психики.

Способы применения музыкотерапии

Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.

   В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии, а через 15 лет там создали Центр музыкотерапии.

С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США.

В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний: в голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца.

А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике.

В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах.

В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: "Пищеварение", "Бессонница", "Мигрень". Есть также "Печень", "Легкие", "Сердце". Китайцы "принимают" эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются также в Японии и Индии.

Американские диетологи и наркологи начали поставлять на рынок аудиокассеты для сбрасывания веса, против табакокурения и алкоголизма.

Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.

Музыкальная терапия для детей

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее

 Какую музыку должны слушать дети? Беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Гайдн. Позже они добавили Вивальди и Чайковского.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке.

   Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей.

Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука.

Музыкальная терапия противопоказана:1. Детям с предрасположенностью к судорогам; 2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма; 3. Детям, страдающим от отита; 4. Детям, у которых резко повышается внутричерепное давление.

   Влияние классической музыки уже давно доказано учёными, существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. При прослушивании маленькими детьми музыки великого австрийского композитора Моцарта, дети быстрее развиваются интеллектуально.

                                               Музыка Моцарта

В.Моцарт – один из музыкальных гениев. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно.  Кроме того, все, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души.

Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организм в целом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье.

 

 

 

Отрицательное влияние музыки на организм человека.

В на­шем слож­ном зем­ном ми­ре лю­бое яв­ле­ние мож­но на­пра­вить и в по­ло­жи­тель­ную и в от­ри­ца­тель­ную сто­ро­ны. Му­зы­ка - не ис­клю­че­ние.

В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия ХХ ве­ка поя­ви­лось мно­же­ст­во му­зы­каль­ных на­прав­ле­ний и боль­шин­ст­во из них, от­ме­ча­ют ис­сле­до­ва­те­ли, дей­ст­ву­ют раз­ру­ши­тель­но на жи­вые ор­га­низ­мы.

Рок-музыка -Аме­ри­кан­ские вра­чи во гла­ве с уче­ным Р. Лар­се­ном ут­вер­жда­ют: по­вто­ряю­щий­ся ритм и низ­ко­час­тот­ные ко­ле­ба­ния бас-ги­та­ры силь­но влия­ют на со­стоя­ние спинномозговой жид­ко­сти, и как след­ст­вие, на функ­цио­ни­ро­ва­ние же­лез, ре­гу­ли­рую­щих сек­ре­ты гор­мо­нов; су­ще­ст­вен­но из­ме­ня­ет­ся уро­вень ин­су­ли­на в кро­ви; ос­нов­ные по­ка­за­те­ли кон­тро­ля нрав­ст­вен­но­го тор­мо­же­ния опус­ка-­

ют­ся ни­же по­ро­га тер­пи­мо­сти или це­ли­ком ней­тра­ли­зу­ют­ся.

Ед­ва ли не "об­щим ме­стом" в ис­сле­до­ва­ни­ях та­ко­го ро­да счи­та­ет­ся раз­ру­ши­тель­ное воз­дей­ст­вие на че­ло­ве­че­ский ор­га­низм сверх­гром­ких зву­ков - по­доб­ную му­зы­ку спе­циа­ли­сты на­зы­ва­ют "му­зы­кой-убий­цей", "зву­ко­вым ядом". Рус­ский пси­хо­лог Д. Аза­ров од­на­ж­ды при­знал­ся: "Мне уда­лось вы­де­лить со­че­та­ние нот, сход­ное для всех слу­ча­ев са­мо­убий­ст­ва рок - му­зы­кан­тов. Ко­гда я не­сколь­ко раз про­слу­шал эту му­зы­каль­ную фра­зу, то ощу­тил та­кой при­лив мрач­но­го на­строе­ния, что сам был го­тов по­лезть в пет­лю. Мно­же­ст­во му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний со­вре­мен­но­сти соз­да­ны из "зву­ков-убийц".

Кто-то скажет: "Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна". Каждый человек волен выбирать, то, что ему ближе. И, все же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.

Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.» Бехтерев В.

Литература:

Бегун А.  «Музыкотерапия»

Белоусов В. В. «Лечение музыкой – музыкотерапия» 

Лихолет Н. «Лечебные свойства музыки».

Леви М. «Музыкальные инструменты и специфика их влияния на органы и системы человека». 

Шушарджан С. В. « Музыкотерапия и резервы человеческого организма». - М., 1998/

«О воздействии музыки на человека»  

«Звукотерапия». 

Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. 2003. № 5.

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е.

1. Лечебное воздействие музыкальных инструментов.

• Орган – проводник энергии “космос – земля – космос”; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике;

• Фортепиано (пианино, рояль) – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;

• Барабан – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;

• Флейта – очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение;

• Арфа – гармонизирует работу сердца;

• Виолончель – лечит сердце, благотворно действует на почки;

• Цимбалы– уравновешивают энергетику печени;

• Гармонь, баян, аккордеон – активизируют работу всей брюшной полости;

• Саксофон – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;

• Кларнет – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;

•Металлофон, колокольчики – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).

 

Бубны, барабаны, дудочки, рожки, флейты, трубы – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует).

, виолончель, арфа, альт (т.е. струнные) – лучшие инструменты для «Гитара, скрипка сердечников».

В ходе исследований было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка и фортепиано, расслабляет – флейта, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – гобой и кларнет, лечит сердце – виолончель.

2. «Музыкальная аптечка»

1. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности.

Ф. Шопен. Мазурки и прелюдии.

И. Штраус.  Вальсы.

Рубинштейн.  «Мелодия».

2. Для уменьшение раздражительности, разочарования.

И.С. Бах. «Кантата 2».

Л. В. Бетховен: «Лунная соната», «Симфония ля-минор».

3. Для общего успокоения, удовлетворения.

Л. В. Бетховен. «Шестая симфония», часть 2.

И. Брамс. «Колыбельная».

Ф. Шуберт. «Аве Мария».

Ф. Шопен. «Ноктюрн соль-минор».

К. Дебюсси. «Лунный свет».

Т. Альбинони. «Адажио» из Органного концерта ре-минор.

И.С. Бах. «Сицилиана».

И. Брамс. «Гавот ля-мажор».

4. Снятие симптомов напряженности в отношениях с другими людьми.

И. С. Бах. «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21».

Барток: «Соната для фортепиано», «Квартет 5».

Брукнер. «Месса ля-минор».

5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

В. А. Моцарт. «Дон Жуан».

Ф. Лист. «Венгерская рапсодия».

А. Хачатурян. «Сюита Маскарад».

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

П. И. Чайковский. «Шестая симфония», 3 часть.

Л. В. Бетховен. «Увертюра Эдмонд».

Ф. Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».

Ф. Лист. «Венгерская рапсодия».

Монти. «Чардаш».

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

И. С. Бах «Итальянский концерт».

И. Гайдн. «Симфония».

Сибелиус. «Финляндия».

8. От бессонницы.                                         

Григ. «Сюита «Пер Гюнт».

Сибелиус. «Грустный вальс».

Ф. Шуман. «Грезы».

Пьесы Чайковского.

Г.Свиридов. «Метель».

9. Для профилактики утомляемости.

Григ. «Сюита «Пер  Гюнт»,  «Утро».

П. Чайковский. «Времена года»

10. Для концентрации внимания, сосредоточенности.

П. И. Чайковский. «Времена года».

К. Дебюсси. «Лунный свет».

Мендельсон «Симфония №5».

 

Лечебная музыка или «Эффект Моцарта»

8 сентября 2022

Для нас музыка всегда была, есть и будет больше, чем простое развлечение. Замечали ли вы, что от неё может меняться настроение, как психологическое, так и физическое состояние, что музыка придаёт вдохновение? Я – да).

Ещё в давние времена люди замечали, что музыка оказывает определённое воздействие на человека. Современные учёные пошли дальше - они выявили, как она воздействует на мозг и какую пользу оказывает. Сегодня я хочу рассказать вам об «Эффекте Моцарта».

 
 
Вольфганг Амадей Моцарт
 
Вольфганг Амадей Моцарт

 

Прослушивание хорошей музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект человека и его поведение. Пожалуй, самым известным примером «лечащей» музыки является музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Этот человек – вундеркинд, по-настоящему великий музыкант, композитор, дирижёр. Его произведения будут известны и любимы всегда, это прекрасные бессмертные вещи.

«...Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, как он». П. И. Чайковский.

Много людей даже спорят о таких деталях, как: что полезнее для здоровья – фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки.

Понятие «Эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х годов, а началось всё с гипотезы, выдвинутой французским врачом Альфредом А. Томасом в 50-е годы этого же столетия. Эта гипотеза говорила о возможности воздействия звуков на человека через слух. Альфред предположил, что плавные переходы по тридцать секунд от «forte» (громко) к «piano»(тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, полезны для человека. В 1991 году он выпустил книгу под названием «Почему Моцарт?». Именно в ней впервые был упомянут «Эффект Моцарта».

 
 
книга Альфреда А. Томаса «Почему Моцарт?»
 
книга Альфреда А. Томаса «Почему Моцарт?»

 

Почему же именно Моцарт? Как я уже упомянула, в его произведениях есть плавные тридцатисекундные переходы от forte к piano. В Университете штата Иллинойс рассортировали музыку разных жанров по длине волны. Учёные хотели найти музыку, которая ближе всего подходит под естественные ритмы сердца человека: с переходами по двадцать-тридцать секунд. Выяснилось, что попса не подходит больше всего, а вот музыка Моцарта – самая близкая.

Спустя 2 года Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета провели эксперимент с музыкой Вольфганга Амадея. Сначала они включили несколько произведений Моцарта участникам эксперимента, а потом предложили пройти тест на пространственное мышление. Показатели прослушавших музыку великого композитора были выше. Правда, выяснилось, что «эффект» сохраняется всего на 15 минут. Результаты эксперимента опубликовал журнал Nature.

Сначала эффекту не давали громких названий и говорили только про улучшение пространственного мышления. Когда информация вышла за пределы научного сообщества и дошла до СМИ, то они обобщили явление и истолковали результаты исследования как «улучшение мозговой деятельности в целом».

 
 
Вольфганг Амадей Моцарт
 
Вольфганг Амадей Моцарт

 

Журналы и газеты часто писали, что классическая музыка очень хорошо влияет на разные способности, в том числе и умственные, а наиболее сильный эффект оказывает на детей.

Люди были так увлечены этой идеей, что в 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Выступление политика сопровождалось «Одой к радости» Бетховена. Такие меры публику, конечно же, не убедили.

Понятно, что у каждой теории есть как противники, так и сторонники и у каждых есть свои аргументы.

Сторонники:

 
 
Вольфганг Амадей Моцарт
 
Вольфганг Амадей Моцарт

 

В Калифорнии проходило исследование на трёх группах людей. Одним включали музыку Моцарта, другим аудио-книгу, а третьи сидели в тишине. По истечению некоторого времени участникам предложили выполнить IQ тест. В группе, где слушали Моцарта, результаты улучшились на 62%.

Получилось так, что музыка Моцарта помогла всем добровольцам, которые её слушали: и тем, кому нравится классическая музыка, и тем, кто её не любит.

В 1997 году Дон Кэмпбелл выпустил книгу «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». Кэмпбелл считает музыку Моцарта лекарством «от всего». Он рассказывал, что для получения эффекта достаточно прослушивать произведения всего 5 минут, а впечатляющий результат останется навсегда.

Помимо этого, было доказано, что музыка Моцарта хорошо влияет как на эмоциональное, так и, иногда, а физическое состояние детей даже до их рождения.

Противники:

Конечно, все люди не могут быть согласны с «волшебным эффектом Моцарта».

Противники ссылаются на эксперимент Френсиса Раушера и Дэвида Шоу. По их результатам , «Эффект Моцарта» продержался всего 15 минут, а этого времени слишком мало, чтобы говорить о полноценном всестороннем развитии мозга.

В 1999 голу проходило сразу два эксперимента, которые доказали, что эффект есть, но он точно временный. Да, классическая музыка в определенный период времени поможет вам сконцентрироваться, повысить продуктивность, улучшить состояние, но это не навсегда.

К тому же было выявлено, что подобным эффектом обладает любая понравившаяся вам музыка.

Таким образом, получается, что «эффект Моцарта» есть. Уже доказано учёными, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить. После многих экспериментов как отечественных, так и зарубежных учёных, было выявлено, что после прослушивания спокойной классической музыки вырабатываются гормоны удовольствия. Классическая музыка также влияет на амплитуду электромагнитных волн головного мозга, действуя успокаивающе. Параллельно с этим происходит синхронизация обоих полушарий головного мозга (левого и правого), что ведёт к повышению интеллектуальной деятельности.

 
 
Вольфганг Амадей Моцарт
 
Вольфганг Амадей Моцарт

 

Прослушивание гармоничных музыкальных произведений с концентрацией и интересом позволяет эффективно возвысить сознание, ощутить вдохновение, а также оно способствует улучшению состояния. Раньше определенные ритмы и созвучия использовали как анестезирующее средство. Даже сейчас этот метод обезболивания используется в некоторых стоматологических клиниках США, а также в некоторых родильных домах Голландии и России.

Благотворное воздействие музыки Вольфганга Амадея Моцарта на человека доказано многими учёными. Если сравнивать её с другими классическими произведениями, то можно выявить, что музыка Моцарта оказывает на людей самое сильное действие.

На работе его музыка ни когда вам не помешает: повысит продуктивность, поможет расслабиться и тд, но, я думаю, не надо считать, что после нескольких минут прослушивания вы вдруг поумнеете навсегда).



 

ЦВЕТОМУ́ЗЫКА
 
 
Цветомузыка, или светомузыка, — это вид аудиовизуального искусства. Он основан на способности человека связывать звук и цветовое или световое восприятие. Также этим термином называют представления, в которых музыка сочетается с подвижным цветным освещением, и соответствующее техническое оборудование.
 
Понятие свето- или цветомузыки опирается на явление синестезии. Это особенность восприятия некоторых людей, которые связывают звук или свет и цвет. Ученые отмечают, что устойчивых соответствий между визуальным и аудиальным нет. Однако существуют закономерности, которые отмечают те, кто обладает так называемым цветным слухом.

Цвето- и светомузыка как идея стала популярна в XVII—XIX вв.еках. Одним из первых связью звука и света заинтересовался физик Исаак Ньютон. Он открыл цветовой спектр — радугу — и присвоил каждой его части ноту из музыкальной гаммы.

Французский музыкант Луи-Бертран Кастель в середине XVIII века разрабатывал «окулярный клавесин» — инструмент, который переводил бы звук в цвет. Он распределил цвета от светло-зеленого до коричневого между нотами. Его идея возродилась в конце XIX века, когда британский художник Александр Римингтон изобрел световой орга́н. Инструмент представлял собой концертный орган, в котором имелись клавиши для управления цветом и разноцветные лампы. Свет попадал на специальный экран — и так зрители одновременно слышали музыку и видели «картину», которую запрограммировал Римингтон.

В начале XX столетия концепцией светомузыки заинтересовалось новое поколение композиторов и художников: Арнольд Шёнберг, Микалоюс Чюрлёнис, Василий Кандинский и другие.

В России идеи светомузыки реализовывал композитор Александр Скрябин. Он сам обладал синестетическим зрением и слухом. В его сочинении «Прометей» впервые в истории музыки в тексте появилась отдельная строка luce, то есть «свет. Композитор записал нотами и музыкальную, и световую партитуры. Эта часть пьесы представляла собой партию для двух голосов и должна была в цвете визуализировать звук. Но сведений о том, какие оттенки Скрябин хотел использовать, не сохранилось.

В наши дни под термином «светомузыка» понимают как эстетические концепции конкретных авторов и их светомузыкальные системы, так и театрализованные представления, в которых игру музыкантов сопровождает специальное световое шоу.