Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель – это педагог, который знакомит детей с миром музыки – с богатой палитрой звуков и мелодий, способных вызывать самые разные чувства, эмоции, ассоциации, зрительные образы, и отвечает за их творческое и эстетическое развитие. Это многогранная профессия, обладатель которой может быть одновременно и профессиональным музыкантом, и исполнителем, и талантливым педагогом, и сценаристом, и хорошим психологом, и режиссером-постановщиком, и организатором. Музыка в умелых руках становится уникальным инструментом, позволяющим расширить кругозор, сформировать эстетический вкус, развить эмоциональный интеллект, раскрепоститься, обнаружить и раскрыть творческий потенциал. 

Музыкальные руководители (только не работники!), как правило, работают именно в детских образовательных учреждениях – детских садах и развивающих клубах, во дворцах культуры, хотя теоретически они могут заниматься и обучением взрослых людей. 

Знакомство с музыкой не ограничивается лишь прослушиванием подобранных педагогом произведений. Под чутким управлением воспитателя дети учатся петь, красиво двигаться под музыку, танцевать, занимаются гимнастикой, изучают возможности различных музыкальных инструментов. Таким образом подрастающему поколению прививается интерес, любовь к искусству, что положительно влияет на формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческих способностей. Это особенно актуально сегодня – в век инновационных технологий, компьютеров, планшетов, смартфонов и прочих гаджетов, перетягивающих все внимание с человека на себя.

Каковы цели и задачи музыкального руководителя?

Обозначим основные цели, которых должен достичь в своей работе музыкальный руководитель:

То есть главной целью специалиста можно считать развитие художественно-творческих способностей ребят. Для этого музыкальный руководитель, опираясь на принципы последовательности и постепенности, систематичности и повторности, решает несколько задач:

Таким образом, педагог закладывает кирпичики фундамента музыкальной культуры, обогащает внутренний мир детей, способствует формированию их музыкального вкуса и, возможно, создает предпосылки для творческой самореализации в будущем

Функции и обязанности специалиста

Задачи и обязанности музыкального руководителя

В своей работе музыкальный руководитель выполняет несколько важных функций:

  1. Информационную – он делится с детьми информацией посредством музыки. Это требует глубокого знания предмета, умения эти знания передавать в доступной для детского восприятия форме. Педагог должен уметь ярко, профессионально исполнять музыкальные произведения и объяснять подопечным их содержание, использовать вспомогательные средства (аудио- и видеозаписи, пластинки). Сюда же относится организация и проведение праздничных мероприятий, музыкально-литературных гостиных и т. д. 

  2. Развивающую – педагог помогает раскрыть творческий потенциал детей, развить их уникальные способности, учит их самостоятельно мыслить, при этом учитывает индивидуальность каждого ребенка и выбирает оптимальные формы и методы работы. 

  3. Мобилизационную – музыкальный руководитель умеет заинтересовывать, удерживать внимание, увлекать, включает эмоционально-волевую сферу детей. Помогают ему в этом творческие задания, яркие фрагменты музыкальных произведений, элементы игры. 

  4. Ориентационную – учит понимать красоту музыки, направляет (ориентирует), формирует отношение к музыке как к ценности.

  5. Конструктивную – конструирует процесс обучения: составляет план, выбирает содержание, наглядные и музыкальные материалы, структурирует занятия.

  6. Организаторскую – проводит консультации (групповые и индивидуальные), участвует в педсоветах и родительских собраниях, ведет работу в кружках. 

  7. Коммуникативную – педагог находится в тесном контакте и с коллегами, и с детьми, и с родителями, что требует от него навыков общения, умения устанавливать доброжелательные отношения с самыми разными людьми.

  8. Исследовательскую – как любой педагог, музыкальный руководитель должен держать руку на пульсе, заниматься саморазвитием, совершенствовать свои компетенции, регулярно проходить повышение квалификации, читать специальную литературу, посещать семинары и конференции, посвященные актуальным проблемам. 

Что же входит в обязанности специалиста:

Каким требованиям должен соответствовать музыкальный руководитель

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Эта творческая профессия относится сразу к двум направлениями – «человек-человек» и «человек-художественный образ». С одной стороны, музыкальный руководитель постоянно общается и взаимодействует с людьми – детьми и их родителями, с коллегами-педагогами, с музыкантами. С другой стороны, эта специальность имеет непосредственное отношение к творчеству и связана с созданием и воспроизведением художественных образов и музыкальных композиций. 

Тому, кто решит посвятить себя этому непростому, но увлекательному делу пригодятся такие личные качества, как:

К профессиональным компетенциям, которыми должен обладать педагог – специалист по музыкальному, эстетическому воспитанию, относятся:

Плюсы и минусы профессии

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Чтобы дополнить портрет музыкального руководителя, остановимся на преимуществах и недостатках этой профессии. 

К минусам можно отнести следующие моменты:

Какие плюсы можно найти в работе музыкальным руководителем:

Как стать музыкальным руководителем

Задачи и обязанности музыкального руководителя

Ключевые требования к претендентам на должность музыкального руководителя такие: