Музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель – это педагог, который знакомит детей с миром музыки – с богатой палитрой звуков и мелодий, способных вызывать самые разные чувства, эмоции, ассоциации, зрительные образы, и отвечает за их творческое и эстетическое развитие. Это многогранная профессия, обладатель которой может быть одновременно и профессиональным музыкантом, и исполнителем, и талантливым педагогом, и сценаристом, и хорошим психологом, и режиссером-постановщиком, и организатором. Музыка в умелых руках становится уникальным инструментом, позволяющим расширить кругозор, сформировать эстетический вкус, развить эмоциональный интеллект, раскрепоститься, обнаружить и раскрыть творческий потенциал.
Музыкальные руководители (только не работники!), как правило, работают именно в детских образовательных учреждениях – детских садах и развивающих клубах, во дворцах культуры, хотя теоретически они могут заниматься и обучением взрослых людей.
Знакомство с музыкой не ограничивается лишь прослушиванием подобранных педагогом произведений. Под чутким управлением воспитателя дети учатся петь, красиво двигаться под музыку, танцевать, занимаются гимнастикой, изучают возможности различных музыкальных инструментов. Таким образом подрастающему поколению прививается интерес, любовь к искусству, что положительно влияет на формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческих способностей. Это особенно актуально сегодня – в век инновационных технологий, компьютеров, планшетов, смартфонов и прочих гаджетов, перетягивающих все внимание с человека на себя.
Каковы цели и задачи музыкального руководителя?
Обозначим основные цели, которых должен достичь в своей работе музыкальный руководитель:
-
приобщить ребят к искусству;
-
воспитать любовь к музыке;
-
развить художественное (эстетическое) восприятие;
-
развить эмоциональную отзывчивость;
-
сформировать музыкальный вкус;
-
обнаружить и всячески содействовать развитию музыкальных способностей.
То есть главной целью специалиста можно считать развитие художественно-творческих способностей ребят. Для этого музыкальный руководитель, опираясь на принципы последовательности и постепенности, систематичности и повторности, решает несколько задач:
-
развивает у детей чувство ритма;
-
развивает навыки правильного интонирования;
-
учит чувствовать и понимать различные формы музыкальных произведений;
-
знакомит ребят с музыкальной грамотой – различными элементами выразительности, которые применяются в музыке, музыкальными жанрами и стилями, с композиторами и исполнителями, а также со способами записи музыки;
-
знакомит своих подопечных с музыкальными инструментами и формирует навыки игры на них (тех, что доступны для детей).
Таким образом, педагог закладывает кирпичики фундамента музыкальной культуры, обогащает внутренний мир детей, способствует формированию их музыкального вкуса и, возможно, создает предпосылки для творческой самореализации в будущем
Функции и обязанности специалиста
В своей работе музыкальный руководитель выполняет несколько важных функций:
-
Информационную – он делится с детьми информацией посредством музыки. Это требует глубокого знания предмета, умения эти знания передавать в доступной для детского восприятия форме. Педагог должен уметь ярко, профессионально исполнять музыкальные произведения и объяснять подопечным их содержание, использовать вспомогательные средства (аудио- и видеозаписи, пластинки). Сюда же относится организация и проведение праздничных мероприятий, музыкально-литературных гостиных и т. д.
-
Развивающую – педагог помогает раскрыть творческий потенциал детей, развить их уникальные способности, учит их самостоятельно мыслить, при этом учитывает индивидуальность каждого ребенка и выбирает оптимальные формы и методы работы.
-
Мобилизационную – музыкальный руководитель умеет заинтересовывать, удерживать внимание, увлекать, включает эмоционально-волевую сферу детей. Помогают ему в этом творческие задания, яркие фрагменты музыкальных произведений, элементы игры.
-
Ориентационную – учит понимать красоту музыки, направляет (ориентирует), формирует отношение к музыке как к ценности.
-
Конструктивную – конструирует процесс обучения: составляет план, выбирает содержание, наглядные и музыкальные материалы, структурирует занятия.
-
Организаторскую – проводит консультации (групповые и индивидуальные), участвует в педсоветах и родительских собраниях, ведет работу в кружках.
-
Коммуникативную – педагог находится в тесном контакте и с коллегами, и с детьми, и с родителями, что требует от него навыков общения, умения устанавливать доброжелательные отношения с самыми разными людьми.
-
Исследовательскую – как любой педагог, музыкальный руководитель должен держать руку на пульсе, заниматься саморазвитием, совершенствовать свои компетенции, регулярно проходить повышение квалификации, читать специальную литературу, посещать семинары и конференции, посвященные актуальным проблемам.
Что же входит в обязанности специалиста:
-
диагностика музыкальных способностей ребенка;
-
выявление одаренных в музыкальном плане детей;
-
формирование эмоционального интеллекта и развитие творческих способностей;
-
подбор музыкального репертуара, который будет доступным для понимания и восприятия детей;
-
формирование эстетического восприятия, музыкального вкуса;
-
координация работы педагогического персонала и родителей;
-
организация музыкальных занятий, утренников и творческих вечеров, участие в подготовке и проведении праздников, развлекательных мероприятий (тематических постановок, квестов, игр);
-
музыкальное сопровождение утренней зарядки, занятий физкультурой, праздничных и развлекательных мероприятий в образовательном учреждении;
-
проведение индивидуальных и групповых занятий музыкой;
-
участие в разработке образовательной программы учебного заведения и т. д.
Каким требованиям должен соответствовать музыкальный руководитель
Эта творческая профессия относится сразу к двум направлениями – «человек-человек» и «человек-художественный образ». С одной стороны, музыкальный руководитель постоянно общается и взаимодействует с людьми – детьми и их родителями, с коллегами-педагогами, с музыкантами. С другой стороны, эта специальность имеет непосредственное отношение к творчеству и связана с созданием и воспроизведением художественных образов и музыкальных композиций.
Тому, кто решит посвятить себя этому непростому, но увлекательному делу пригодятся такие личные качества, как:
-
внимательность;
-
выдержка;
-
любовь в детям;
-
способность концентрироваться;
-
хорошая память;
-
умение сохранять беспристрастность;
-
музыкальные и артистические способности;
-
творческое мышление;
-
коммуникабельность;
-
умение находить подход к любому человеку;
-
увлеченность;
-
эрудиция;
-
доброжелательность;
-
уравновешенность;
-
педагогический такт;
-
чуткость и деликатность;
-
культура речи и общения.
К профессиональным компетенциям, которыми должен обладать педагог – специалист по музыкальному, эстетическому воспитанию, относятся:
-
владение техникой игры на музыкальном инструменте (или инструментах) на уровне профессионала;
-
знание основ детской психологии и педагогики;
-
знание возрастных особенностей развития детей;
-
понимание специфики восприятия музыки в дошкольном возрасте;
-
владение методикой музыкального воспитания и обучения детей;
-
знание основ дефектологии и методик обучения детей с особенностями развития;
-
владение методами и приемами воспитания эстетического вкуса, формирования музыкальной, художественной культуры;
-
владение приемами диагностики уровней музыкального развития ребенка, определения его музыкальных возможностей;
-
умение находить индивидуальный подход к детям;
-
знание детского музыкального репертуара – как классического, так и современного;
-
умение разрабатывать и адаптировать имеющиеся программы музыкального воспитания и обучения детей;
-
владение современными технологиями и программами в музыкальном образовании и воспитании и т. д.
Плюсы и минусы профессии
Чтобы дополнить портрет музыкального руководителя, остановимся на преимуществах и недостатках этой профессии.
К минусам можно отнести следующие моменты:
-
скромная зарплата в государственных образовательных учреждениях;
-
работа с детьми – это всегда огромная ответственность;
-
большой объем бумажной работы – оформление всевозможных планов, документов, заполнение журналов;
-
необходимость контактировать с родителями учеников, в том числе решать различные спорные, конфликтные ситуации;
-
в группе может быть до 25-30 человек;
-
подготовка к занятиям, организация и проведение масштабных мероприятий требуют много времени и усилий.
Какие плюсы можно найти в работе музыкальным руководителем:
-
возможность в полной мере проявить свои творческие способности;
-
возможность решать множество интересных, в том числе сложных, задач;
-
полный соцпакет и возможность взять продолжительный отпуск в теплое время года;
-
возможность расти и развиваться вместе с учениками;
-
возможность видеть реальные результаты своей работы и радоваться прогрессу, который показывают малыши;
-
возможность почувствовать себя немного волшебником, который помогает раскрыться творческому потенциалу ребят;
-
возможность совмещать работу в детском саду с частными уроками.
Как стать музыкальным руководителем
Ключевые требования к претендентам на должность музыкального руководителя такие:
-
профессиональное владение музыкальным инструментом (или инструментами) и среднее специальное образование (код направления 53.02.01);
-
высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогика».