Родителям на заметку
Музыка в целом, и песня в частности - в чем магия воздействия на здоровье и мозг человека?
Задавались ли вы когда-нибудь такими вопросами?
- Мамы не поют своим детям, ну и что? Не всем же кататься на коньках, например. Не понимаю, зачем вы так пропагандируете пение детям? Есть масса других развивающих методик: книги, обучающие мультфильмы, ментальная арифметика, шахматы и другие… Придет время, и всему научатся.
- Для сна колыбельная? Вообще не важно. Сомнология опять же, преуспела. Существует огромное количество экспертов по сну, стоит только наладить режим… В конце концов, можно поставить белый шум в приложениях, покатать на машине, включить фен, пылесос, стиральную машину и ребёнок «отрубается».
- Зачем петь какие-то песенки, когда есть инновационные более актуальные вопросы развития, например, искусственный интеллект, программирование - вот, чему надо учить современных детей.
- Пение - это же естественный процесс. Все пели и поют, и я не понимаю, что в этом особенного?
- Магия какая-то. У меня мурашки по всему телу или слезы вызывает та или иная песня из детства, комок в горле от воспоминаний маминого/папиного голоса или песен бабушки/дедушки…
- От некоторых произведений мое настроение меняется в лучшую сторону… Я чувствую это физически, эмоционально. Всю жизнь пытаюсь разгадать эти загадки.
- Давно замечал/ла на практике со своими подопечными или пациентами, как на них влияет музыка. Хочу в этом разобраться глубже и применять в своей деятельности.
За все творческие проявления, свободу мышления, отвечает правое полушарие мозга. Способность креативно мыслить, рождать идеи, ставить задачи - это в будущем то, что про прогнозам футурологов, не сможет заменить искусственный интеллект. Тогда насколько развитие правого полушария будет востребовано в будущем?
По мнению авторов книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект», способность общаться музыкальными звуками или их подобием появилась ещё у неандертальцев, и эволюционно эта врожденная способность воспринимать ритм, мелодию, различать тембры, есть у всех младенцев. Так что, ВСЕ дети, благодаря генетической памяти, понимают и слышат музыку, и через нее учатся воспринимать речь, чувствовать защиту и безопасность для развития. Словом, от того, поют ли ребенку песни в новорожденном возрасте, зависит его будущее развитие речи, интеллекта, психического здоровья.
Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, какие процессы происходят в мозге во время прослушивания музыки, как работает музыкальная терапия при серьезных заболеванияхи и почему люди, занимающиеся музыкой, более способны к изучению иностранных языков.
КТО ЕСТЬ КТО В МУЗЫКЕ?
Разница между сценическим исполнительским мастерством, музыкой в быту, и музыкой как терапией в руках профессионалов, на первый взгляд, не очевидна, но существенна.
Первый тип профессиональных музыкантов - все прекрасно понимают их значение для культуры и искусства. Мы слушаем музыку в чьем-то исполнении и испытываем различные эмоциональные состояния - от успокоения до адреналинового драйва или даже тревоги. А сами музыканты приносят не только нам, но и себе огромную пользу. Игра на музыкальных инструментах, к которым можно смело отнести и голос, влияет на мозг музыканта. Активное слушание тоже полезно, но имеет не такой эффект. Проще говоря - играть и петь всегда полезнее, чем слушать. Хотя есть такие ситуации, что и слушание очень помогает.
Второй тип музицирования - в быту. Это то самое естественное пение или игра на инструментах, которое является генетически врожденным зовом души, одним из видов творческой самореализации и, пожалуй, самым доступным видом психотерапии, даже, когда ещё такого слова в народе не знали. Это способ саморегуляции своих эмоций и психического состояния. Это дополнительная мотивация, побуждение к действиям, делам. Элемент культурного кода, носитель смыслов, ценностей, инструмент обрядов перехода от рождения до смерти. Словом, музыка в быту всегда помогала человечеству выжить.
Не стоит думать, что какая-то страна преуспела в этом больше. Эти традиции существовали во всем мире. Другое дело, что в 21 веке сохранились они не везде. И наша страна - не исключение. Хотя нам есть, что беречь и возрождать.
Третий тип - профессиональная музыкальная терапия. Она отличается от бытового музицирования или исполнительства в искусстве тем, что специалист работает на стыке психологии, медицины и музыки со знанием всех этих дисциплин и самое важное - с целеполаганием. В странах, где эта наука официально признана уже более 50-70 лет (США, Германия, Швеция, Норвегия и другие) разработаны протоколы лечения каждого вида заболевания с помощью музыкальной терапии, по которым музыкальные терапевты работают в тесном сотрудничестве с лечащим доктором, достигая нужного результата в лечении или реабилитации пациента.
Доктор Кэтлин М. Хаулэнд (сертифицированный музыкальный терапевт и лицензированный логопед. В течение последних 30 с лишним лет она работала с различными клиническими группами населения, используя музыку для улучшения речи, языка, познания и движения в условиях абилитации и реабилитации. Ее докторские исследования в области музыки и познания проинформировали и поддержали ее интерес к объединению научных и художественных сообществ для выявления передового опыта. Она преподает на курсах бакалавриата и магистратуры в музыкальном колледже Беркли и Бостонской консерватории по музыкальной терапии, неврологии и позитивной психологии), вы можете узнать о работе музыки в области медицины и влиянии ее на мозг и сердце в помощь в лечении самых разных заболеваний: аутизм, логопедия, подготовка к родам, предоперационный период, инсульты, гериатрические заболевания пожилых, и даже онкологические заболевания.
Благодаря своей универсальности, музыка может использоваться для лечения болезней у людей любого возраста, любой культуры и физического состояния. Она помогает социализации и развитию речи, улучшает память, способствует активации внутренних сил организма (что особенно важно, например, при травмах или в борьбе с раковыми клетками), помогает справиться со стрессом, преодолеть расстройства внимания. Использование музыкальной терапии в ожоговых отделениях больниц всего мира доказало также способность музыки снижать восприимчивость боли и ускорение регенерации тканей.
Музыкальная терапия эффективна даже при таких серьезных диагнозах, как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, аутизм, глубокая задержка умственного развития, психических заболеваниях. Известны случаи, когда правильно подобранная музыка помогала человеку выйти из комы.
СИТУАЦИЯ В РОССИИ
В России музыкотерапия развивается силами энтузиастов-подвижников. Среди них сертифицированный музыкальный терапевт с большим опытом клинической работы в больницах, госпиталях и школах Алиса Апрелева (филологический факультет МГУ, музыкальный Berkeley University, PhD, Oxford, педагог, композитор и певица), которая внесла большой просветительский вклад и объединила вокруг себя музыкальных волонтеров и специалистов. Именно она впервые открыла для меня мир музыкальной терапии, после чего и я прошла ее курс дополнительного образования “Музыкальная терапия в неврологической практике”.
Издана ее книга «МУЗЫКАНТ КАК ВОЛОНТЕР. Терапевтическое применение музыки в медицинских и социальных учреждениях».
К сожалению, в нашей стране эта наука пока официально не признана, и многие работающие специалисты имеют либо зарубежное, либо собирательное образование (отдельно музыкальное, психологическое или медицинское), или работают как музыкальные волонтеры, что тоже прекрасно.
То есть, музыка в этом случае, безусловно, помогает, но научно-подтвержденных исследований мало, кто проводит, хотя практика эффективности, безусловно, широко известна в узких профессиональных кругах.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА и как уберечь себя от самозванцев
Музыкальная терапия – это вспомогательная наука, использующая музыку в клинических условиях для воздействия на организм человека. Музыкотерапию может проводить только сертифицированный специалист - музыкальный терапевт, который проходит обучение в специализированных высших учебных заведениях. Музыкальная терапия подходит как для детей, так и для взрослых.
Истоки науки уходят в добиблейские времена, когда музыка считалась действенным методом для облегчения состояния больных. Древние греки и египтяне, индейцы Латинской Америки, первые христиане – все они использовали музыку для помощи раненым, при лечении душевных болезней, в ритуалах очищения и исцеления.
В Европе в средние века лечили при помощи органа, в России - при помощи колоколотерапии, на востоке - с помощью поющих чаш и т.д.
В 1787 году в журнале Columbian Magazine была опубликована статья, озвучившая основные принципы музыкальной терапии, которые соблюдаются до сих пор:
- Воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека оказывает влияние на физическое здоровье.
- Лечение музыкой может осуществлять только обученный человек.
В течение следующих 150 лет появился целый ряд публикаций от практикующих врачей разных специализаций, рассказывающих о пользе музыкальной терапии.
В 1944 году Мичиганский Университет объявил набор на первый курс музыкальной терапии. Позднее, E. Тайер Гастон основал первую клиническую интернатуру и первую магистратуру по музыкальной терапии. С этого момента она начала своё триумфальное шествие по всему миру.
В настоящий момент в мире существует более 100 университетов, готовящих специалистов по направлению «музыкальная терапия». Кроме стандартных музыкальных дисциплин и импровизации курс обучения включает в себя ряд медицинских предметов, таких как анатомия человека, физиология, психология для работы с людьми с особыми нуждами. Каждый выпускник не только проходит практику в общественных больницах, госпиталях и хосписах, но и должен пройти обязательную сертификацию своей деятельности.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ТЕМА ДЛЯ ШАРЛАТАНОВ
Вы можете встретить в интернете рекомендации, как улучшить аппетит, какой музыкой лечат ЖКТ, а какой нервные болезни, какая полезна при беременности, а какая для младенцев. Один из самых распространенных мифов - про «эффект Моцарта». Это верный признак «желтой прессы», когда копирайтер для повышения охватов, например, пишет гороскопы, в которые наивные и доверчивые читатели верят.
Не существует конкретной музыки, которая подходит всем и гарантирует одинаковый результат. Для каждого она своя, и ее бережно и профессионально подбирает специалист в личной или групповой работе с пациентами. Наряду с существующими протоколами в мире, музыкальная терапия - это инструмент творчества и индивидуального подбора, в зависимости от анамнеза, возраста, культурного контекста и типа личности. Будьте внимательны при выборе специалистов. Благо, профессионалов теперь немало.
НАУКА VS ТРАДИЦИИ. Рука об руку или в противовес?
Многие считают: «А что у нас, нет своих традиций? Вот вам и музыкальная терапия, своя, родная. У нас в народе всегда пели, да и сейчас вот, сколько музыкальных школ, конкурсов! И дети, и взрослые выступают».
ПЕЛИ - да. И за работой, и за столом, и у колыбели, и в горе, и в радости, и вместе, и поодиночке. Но так ли уж, поют сейчас в повседневной жизни? Все зависит от личного вашего окружения, и поэтому субъективность оценок здесь имеет место быть. Ну и не будем путать конкурсы и музыку в повседневной жизни.
К сожалению, многие мамы даже для своих детей боятся, стесняются, не знают, ЧТО и КАК петь, а кто-то просто не считает это важным, или живет в антинаучном и навязанном социумом стереотипе, что ему «медведь на ухо наступил» и это передастся детям. В результате, этот врожденный инструмент и навык утрачивается.
Есть прекрасная новость, что слух и голос развивается в любом возрасте, а неразвитость слуховой и голосовой координации не передается по наследству.
СОЕДИНЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ И МУЗЫКИ
С одной стороны, психологи и неврологи бьют тревогу о новой форме зависимости, которую ВОЗ приравнивает к наркологической - гаджетозависимости, с другой - при грамотном и своевременном использовании гаджеты в разумных пределах могут стать полезным вспомогательным инструментом в трансляции музыкальной терапии с помощью профессионально разработанных приложений.
Прекрасно, если под рукой у мамы есть приложение или плейлист с мамиными песнями, которые она сначала слушает вместе с ребенком, а потом подпевает и поет сама. Новые технологии и современный “язык общения” могут донести и полезную информацию.
Тем не менее, никакие гаджеты не заменят живого маминого голоса. Потому что для развития гармоничной личности, человеку нужен человек.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ МАМЫ И РЕБЕНКА - ЧЕМ ПОМОГАЕТ МУЗЫКА?
Эксперимент «Застывшее или каменное лицо» провел профессор психологии Эдвард Троник в Массачусетском университете, который показал, как эмоциональное общение с ребенком в первые годы жизни влияет на его состояние и даже будущие привычки.
Когда мама резко перестаёт реагировать на ребёнка и выражать свои эмоции, это наглядно показывает, что даже в самом раннем возрасте дети являются полноценными участниками социального взаимодействия. Что происходит, когда ребёнок не получает нормальной реакции, и почему важно не допускать таких ситуаций.
В российской культуре существует отличная традиция общения мамы с ребенком, проверенная веками, не просто агуканьем, а с помощь золотого фонда песен со смыслами: колыбельных, пестушек и потешек. Так называемая «палочка-выручалочка» на все случаи жизни с ребенком, которая и эмоциональную связь формирует, и помогает бережно воспитывать: эффективно, без детских истерик и нервных срывов родителей. Но спросите у современных мам, они ее знают и передают своим детям? Более 70% опрошенных нами, ответили - нет. Не их в этом вина, традиция утрачена давно, и ей почти нигде не учат.
ИЗ ПЕСНИ СЛОВ НЕ ВЫКИНЕШЬ
С музыкой, надеюсь, мы разобрались, но позвольте обратить внимание и на вторую составляющую любой песни - текст. Опережая события, скажу, что есть еще третья: мастерство и состояние души исполнителя.
Текст - также очень важная форма воздействия на мозг и эмоциональное состояние.
«Вначале было слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог». В оригинальном тексте Евангелия от Иоанна на древнегреческом языке на месте «Слова» стоит «ὁ Λόγος (Логос)». Еще оно переводится как «ум», «основа», «утверждение», «разумение», «значение», «доказательство», «пропорция» — всего около ста значений.
Поэт Вадим Шефнер написал: «…Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…»
В советское время существовал лозунг: «Нам песня строить и жить помогает». Каким бы перевертышем истины не была социалистическая идеология, но в этом не поспоришь. Лозунг справедлив. Дореволюционная традиция пения народом, переодевшись в идеологические одежды, не только не утратилась, а даже усилилась на уровне государственной политики во всех сферах культуры, образования, самодеятельного творчества. Я вовсе не ностальгирую по тому содержательному контенту с идеологической приправой, но отмечаю эффективность музыкальной традиции в жизни человека в советском периоде. В противовес официальной идеологии во времена оттепели и застоя народ (в том числе профессионалы) создавал и нейтральные песни о вечных ценностях: любви, отношениях, семье, дружбе, смысле жизни.
Плюс, в то время родились авторская песня, рок-музыка, как альтернативное высказывание, которое широко подхватил народ.
Вывод - за счет свойства мозга человека, слово, озвученное музыкой еще сильнее воздействует, чем, например, чтение тех же стихов. Вспомним творчество В.Высоцкого. Трудно определить - это песни, или стихи, положенные на музыку? Как ни считать, их воздействие на умы и души велико за счет сильного слова и музыкальной поддержки.
Какие песни петь - надеюсь, каждый человек способен выбирать сам, в соответствии со своими представлениями о нравственности, добре и зле. Как говорит в одном из своих многочисленных просветительских видео Татьяна Черниговская (Советская и российская ученая в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ), все, что входит в наш мозг, не пропадает бесследно и имеет значение во всех сферах нашей жизни.
Вернемся к истокам. В мамином фольклоре, который неотъемлемо связан с уходом за ребенком в первые 2-3 года жизни заложено столько смыслов, что не хватит нескольких лет все их внимательно изучить.
Учёные (педагоги и филологи) изучают феномен колыбельной песни в России на протяжении 150 лет.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО
Давайте ответим себе на вопрос - какой самый высокий критерий оценки мастерства? Количество нот и сложных гармоний, сложный ритм, виртуозное владение техникой?
Или, когда слезы, непередаваемая радость, душевный подъем, мурашки, которые пронизывают все тело? Или «дзинькает», как говорит Вячеслав Полунин?
Есть такой анекдот, который я приведу, как метафору:
На конкурсе гитаристов случился скандал. Один артист вышел и сыграл такие сложные пассажи, что у зала «рот открылся» от удивления. А второй вышел, извлек всего несколько звуков, и пустил их в пространство. Повисла такая вибрация в звенящей тишине, что все замерли и не могли долго прервать это состояние…
В результате зал думал, что дадут первую премию виртуозу. Но жюри дало ее тому, кто окутал магией нескольких звуков. На вопрос возмущенной публики члены жюри ответили: «Видно, что тот еще ищет, а этот уже нашел…».
Нет, я ни в коем случае, не намекаю на бессмысленность технического мастерства, я считаю, что все нужно делать талантливо и профессионально, но все же, на что делать главный акцент в своем творчестве - вопрос. Перефразировав знаменитую цитату из «Дяди Вани» Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», скажу так: В музыке важно все - и техническое мастерство, и внутренний мир исполнителя, и содержание произведения, и цель, с которой мы его исполняем.
Особенно неоднозначной является тема исполнения колыбельных.
Считается, что, якобы, колыбельные нужно петь только акапельно, чистым голосом. Да, если они исполняются в быту у колыбели, или терапевтической практике с пациентом, лучше всего чистый голос, но нет ничего страшного, если они фоном звучат в профессиональном исполнении с легкими и искусными аранжировками, создавая дома атмосферу спокойствия, подготавливая ко сну.
А если они исполняются на сцене, что является отдельным видом искусства, тем более, инструментальное оформление обогащает их и создает более яркие впечатления. Ведь, ритм в грамотной и бережной аранжировке, чаще всего совпадает с ритмами человека (сердечным и дыхательным) и проще синхронизируется и усиливает эффект успокоения.
Еще важно отметить, что эмоциональное состояние, в котором находится исполнитель, как по антенне передается слушателю. Вот, почему от каких-то песен мамы ребенок начинает плакать. Потому что она в состоянии тревоги или невроза начала петь, или слова драматичные, или музыка депрессивная. Как правило, это помогает самоочищению поющего, но нужно различать ситуации - когда мы поем для себя, чтобы снизить тревогу, прожить стресс или утрату, или когда мы ставим своей целью - успокоить, уложить спать, вдохновить или напутствовать своего ребёнка. Тут очень важно быть заряженными теми эмоциями, которые хотите передать слушателям.